Золото занимает особое место в материальной культуре человека.
Народы, жившие в различных исторических эпохах, оставили после себя удивительные
шедевры культового и декоративно-прикладного искусства, созданные из золота: артефакты
древнеамериканского искусства (золото ацтеков и инков), античное золото (кельтское,
скифское, германское золото и пр.), золотые изделия крито-микенской цивилизации
(эгейское, этрусское, золото Трои, Рима и пр.) и Византии; прекрасные золотые
изделия Ближнего Востока и юго-восточной Азии: Месопотамии, Египта, Персии,
Ирина, Турции, Индии, Китая, Японии и пр. Во всех культурах золото широко
использовали как материал для литья, ковки, чеканки, гравировки при
изготовлении символов власти, в медальерном деле, при изготовлении монет,
ювелирных украшений, ритуальных атрибутов различных религиозных культов, в
станковом искусстве, а также в виде отдельных элементов декора, например,
глиптики, оружия, при создании деталей одежды, посуды, мебели, светильников, при
оформлении интерьеров храмов и жилищ аристократии и пр. Тончайшие листы
сусального золота уже несколько тысяч лет используются как универсальный и
практичный способ золочения различных предметов, что позволяет им выглядеть,
будто они сделаны из чистого золота. Эта технология применялась уже в Древнем
Египте и Месопотамии, Индии, Китае и Греции, например, в Египте золотом
покрывали деревянные троны и носилки фараонов, монументы гробниц, в античной
Греции и Риме также золотили медные и бронзовые статуи. В Русском православном
изобразительном искусстве и храмостроении сусальное золото (или его химические
соединения) традиционно использовалось при золочении куполов и иконостасов, в монументальной
живописи, иконописи и книжной миниатюре (иллюминированные рукописи). В светских
интерьерах сусальным золотом покрывали гипсовую лепнину и скульптуры (особенно
эффектны в этом отношении интерьеры барокко и ампира), золочение и роспись золотом применяли в
каретном деле, золотили деревянные элементы мебели, тонкую гладкую или витую
золотую проволоку использовали в золотом шитье - при изготовлении дорогих
тканей. Золотые артефакты прошлого часто обладают высокой семиотической
насыщенностью благодаря тесной взаимосвязи с религиозным мировоззрением,
мифологией и культами, эстетическими идеалами, научно-философским
мировоззрением как системой взглядов на трансцендентальную и повседневную эмпирическую
действительность. Таким образом, изделия из золота, наряду с памятниками
письменности и народным эпосом, выполняет специфическую информационную роль в
передаче сведений о материальной и духовной культуре разных археологических
эпох.
Koket Camilia Armoire - New Baroque Design Wardrobe and Cabinet
Золото всегда возбуждало в человеке непреодолимое влечение,
его чувственно-гипнотизирующий блеск породил желание окружать себя золотом, всецело
соприкасаться с ним, подражать его цвету и сиянию. Все языки мира используют
слово «золото» в конструкциях фразеологизмов и идиом, имеющих позитивную
эмоциональную окраску. Например, «золотое сердце», «золотые руки», «золотое правило»
- в русском языке; «as good as gold», «a heart of gold», «worth its weight in gold» - в английском. Сейчас золото используется не только в
искусстве и ритуалах, оно стало всеобщим экономическим эквивалентом, используется
в наукоемких технологиях и промышленности, даже в кулинарии и косметологии. На
протяжении всей истории человечества золото было символом солнца, света,
метафорой божества и совершенства, энергии, атрибутом процветания и богатства, славы,
торжества, власти, величия, удачи и красоты.
Koket Passion Sconce (detail)
Рассматривая вопрос использования золота в современном
искусстве, промышленном дизайне, а также в архитектуре и дизайне интерьеров,
стоит сказать несколько предварительных слов о появлении полноценного светского
искусства и дизайна, каковые унаследовали художественный опыт предыдущих эпох,
в первую очередь, унаследовав эстетический опыт и технологии культового
изобразительно искусства и архитектуры. Средневековое искусство по своим формам
являлось преимущественно религиозным, символическим, отвлеченным. Светское
искусство хотя и существовало, но в целом не определяло характер художественной
культуры этой эпохи. Начиная с эпохи Возрождения, благодаря ее антропоцентрическому
характеру, искусство, соединяясь с научным познанием мира, становится одним из
главных видов духовной деятельности человека. В эпоху Возрождения зарождаются и
развиваются новые стили и направления в изобразительном искусстве и архитектуре,
во многом определившие как расцвет современной культуры, так и дальнейшее ее
развитие. Изделия, созданные с использованием золота, получили широкое
распространение в светском декоративно-прикладном искусстве и жилых интерьерах
(особенно выразительны в этом отношении интерьеры последующей эпохи барокко). В
эпоху классицизма произошло полное разделение светского и религиозного
искусства, сформировались жанры, каноны, обоснованные эстетические принципы
искусства; ампир продолжил традиции классицизма, обогатив их
военно-триумфальной эстетикой и роскошной имперской торжественностью (особенно
значимы данные тенденции в отношении интересующих нас архитектуры и
интерьеров). Важно отметить, что в эпоху классицизма началась так называемая
промышленная революция, которая впоследствии привела к формированию
индустриального общества, с которым непосредственно связывают появление
промышленного дизайна. Эпоха эклектики дала человечеству первый масштабный опыт
отказа от строгих изобразительных канонов, экспериментирования и
стилистического смешения, что весьма ценно, если это рассматривать как
«репетицию» методов современного дизайна, свободно оперирующего всем эстетическим
арсеналом, накопленным человечеством за тысячелетия. Следующим этапом на пути
совершенствования традиций творческой стилизации и эклектической интерпретации
эстетического наследия различных эпох и стилей прошлого стала эпоха модерн,
складывающаяся в условиях бурно развивающейся индустриализации. Важным является
тенденция взаимопроникновения станковых и декоративно-прикладных форм
искусства, сочетание практики эстетического и духовно-эмоционального осмысления
предмета с пониманием его утилитарного назначения и включенности в общий
ансамбль здания, интерьера. Полагаю, именно модерн стал базисом современного
дизайна. Среди знаковых произведений эпохи модерна, активно работающих с темой
золота, его цветом и фактурой, можно назвать работы Чарльза Макинтоша и Антонио
Гауди, живопись Густава Климпта, графика и интерьерные фрески Альфонса Мухи, витражи
Луиса Тиффани, обои и текстиль Уильяма Морриса, ювелирные изделия Рене Лалика и
фирмы Карла Фаберже и многое другое.
Donghia Daphne Mirror in 22k gold
Таким образом, идеи форм, исторические традиции орнаментального декора и технологий обработки золота стали фундаментом для развития творческих идей современных дизайнеров. Его сияние и блеск наполняют вдохновением дизайнеров всего мира, среди них такие известные имена и бренды как Versace, Boca do Lobo, Silvano Grifoni, Donghia, Savio Firmino, Christopher Guy, Robert Kuo, Koket, Vaughan, Delightfull, Verner Panton, Driade, Terzani, Hudson Valley, Verpan, Petra Antiqua, Sicis, Lineatre, Herbeau, Baxter, Neiman Marcus, Tom Dixon, Jonathan Adler, Corbett Lighting, Artek, Masiero, Barbara Barry, Baker, Jean de Merry, Ginger & Jagger, Hinkley, Marlene Hollywood, Villiers Brothers, Bisazza и др.
Tom Dixon Metal Beat Fat Pendant Lamps
Delightfull Brubeck Hanging Dining Sculptural Lamp
Brabbu Sequoia Low Wooden Coffee Table
Jonathan Adler Brass Dora Maar
Jonathan Adler Brass Peacock Table
Delightfull Janis Floor Lamp
Boca do Lobo Symphony Lacquered Sideboard
Jean de Merry Cassetto Sideboard
Villiers Brothers Brooklyn Console Gold
Boca do lobo Eden Series
Boca do Lobo Fortuna Dinning Table - Eden Series
Marlene Hollywood Regency Antique Mirror Coffee Tables
Robert Kuo Cascade Table Lamp for McGuire Furniture
Verner Panton Onion Lamp for Verpan
Robert Abbey Mary Mcdonald Pythagoras Wall Sconce and Table Lamp
Flirt Art Deco Regency Modern Fluted Gold Side Table
Dwell Studio Salvador Side Table
Ginger & Jagger Savana Suspension Lamp
Jonathan Adler Puzzle
Koket Chloe Sconce
Chelini Oro Mirrors
Marlene Hollywood Regency Antique Mirror Coffee Tables
Robert Kuo Cascade Table Lamp for McGuire Furniture
Verner Panton Onion Lamp for Verpan
Robert Abbey Mary Mcdonald Pythagoras Wall Sconce and Table Lamp
Flirt Art Deco Regency Modern Fluted Gold Side Table
Dwell Studio Salvador Side Table
Ginger & Jagger Savana Suspension Lamp
Jonathan Adler Puzzle
Koket Chloe Sconce
Chelini Oro Mirrors
Armchair from The Haas Brothers for Versace Home Collection
Bisazza Damasco Oro Giallo
Atlantis by Terzani
Vistosi Diamante
Marioni Penta Table Lamp
Driade Norma
Christopher Guy Renaissance Gold Mirror
Ulu Concave Stool by Jonathan Adler
Versace Home Collection 2011 Gold Chair
Baxter Our Lady
Mobili per Uomo by Alessandro Mendini from Bisazza
Arteriors Saffron Polished Brass Table Lamp
Arteriors Stockholm Polished Brass Bowls Set
Ipe Cavalli Visionnaire Nibelung Vase
Delightfull Botti art deco Vintage Chandelier
Love Ceramic Tiles Parfum Mosaic
Wired Designs Petra Bel Air
Anthropologie Euclidean Pendant
Delightfull Turner Unique Sideboard art deco Lamp
Replica Tom Dixon Cell Short Pendant Light
Ipe Cavalli Visionnaire Nibelung Vase
Delightfull Botti art deco Vintage Chandelier
Love Ceramic Tiles Parfum Mosaic
Wired Designs Petra Bel Air
Anthropologie Euclidean Pendant
Delightfull Turner Unique Sideboard art deco Lamp
Replica Tom Dixon Cell Short Pendant Light
Hinkley Submersible Brass Pond Light
I love gold furniture!!! This pictures are amazing!!! Loved Koket Chloe Sconce!!! http://goo.gl/bzNX7x
ReplyDelete